Финансирование стартапов
Содержание материала
В настоящий момент содержание понятия «стартап» сводится к компании, которая отличается сравнительно недолгой историей операционной деятельности. Имеется в виду недавно созданная фирма, которая находится в стадии активного развития или изучения потенциальных и перспективных рынков. Чаще всего основой стартап-компаний служат инновационные технологии: интернет-ресурсы, все виды нанотехнологий, сфера медицины и многое другое.
На сегодняшний день основная ниша создателей стартапов представлена молодыми людьми в возрастной категории от 25 до 30 лет, которые обладают оригинальным взглядом на организацию предприятия и возможностью реализации креативных идей, направленных на принесение прибыли. Основной и первой задачей разработчиков проекта становится привлечение перспективных инвесторов, готовых предоставить финансовый фундамент для развития стартапа.
Между словами «стартап» и «идея» можно фактически поставить знак равенства, так как в век господства информационных технологий и острой конкуренции во всех сферах деятельности оригинальная идея измеряется в денежном эквиваленте. Критериями ценности идеи становятся полезность и инновационность.
Инновации и стартап
Инновация представляет собой итоговый результат реализации принципиально новой интеллектуальной разработки, направленной на обновление различных сфер деятельности людей:
- технологии;
- образование;
- управление;
- обслуживание;
- наука;
- информатизация и многое другое.
Инновация также предполагает внедрение креативного проекта и получение видимых результатов. Под результатами в данном случае подразумевается не только материальные ценности, то есть денежная прибыль, но также лидерство, существенная модернизация, приоритет, прогресс и проч.
Разработка стартапа
Создание полноценной стартап компании подразумевает преодоление нескольких ключевых этапов.
- Прежде всего, необходимо разработать идею. Это касается не только ее формулировки и озвучивания, но и более формальных вещей: составления бизнес-плана, анализ потенциальной целевой аудитории, изучение конкурентов, финансовый прогноз.
- На следующем этапе разрабатывается модель и прототип итогового продукта.
- После этого создается так называемый Minimum Viable Product, то есть минимально жизнеспособный продукт. Его также можно назвать пробным продуктов. После вывода на рынок он станет индикатором потребительского спроса.
- При положительных показателях создается окончательный, полноценный продукт и предпринимаются попытки распространить влияние на весь соответствующий сегмент рынка.
В развитии стартапа очень важна успешная командная работа. Разработка проекта подразумевает ответственность за многие отрасли, для которых нужно концентрированное внимание. Невозможно одновременно заниматься усовершенствованием продукта и налаживать рынки сбыта. Будет гораздо эффективнее, если этим займутся 2 разных человека. По мнению международных специалистов, каждый стартап в своем развитии проходит 5 ключевых стадий:
- стадия посева – seed stage – прогнозы;
- стадия запуска – startup stage – трата ресурсов;
- стадия роста – growth stage – получение прибыли;
- стадия расширения — expansion stage;
- стадия выхода – exit stage – выход на глобальный рынок.
Стартап и инвестиции
Специфическая особенности стартап-компании заключается в хроническом недостатке финансов, отсутствии надежной материальной базы и шатком положении компании на большом рынке. Вопреки расхожему мнению, стартап – это не уменьшенная копия крупного предприятия, поскольку классическое понимание бизнеса не подразумевает наличие инновационных технологий.
Для активного развития любого стартап-проекта необходимы финансовые вложения. Размер материальных потребностей увеличивается прямо пропорционально росту компании. На первом этапе внедрения идеи может понадобится несколько тысяч долларов, а в процессе развития сумма возрастет до миллионов.
Финансирование стартапов
В большинстве случаев финансирование стартап-компаний осуществляется спонсорами, которые получают определенные права на некоторую часть будущей компании. В случае если стартап окажется успешным, то сделка будет выгодна для обеих сторон.
Финансирование подобных проектов можно условно разделить на две базовые категории:
- Отложенное до стабильности. Этот тип инвестиций представляет собой классический вклад денег с необходимостью будущей отдачи. Между инвесторами и разработчиками заключается договор, включающий следующую информацию: определение стадии проекта, до которой будет осуществляться финансирование. Взамен инвестор получает определенную долю прибыли с дальнейшего развития проекта. Можно провести аналогию с покупкой акций перспективной компании, которая уже имеет конкретный продукт и убедительные прогнозы.
- Веерное финансирование. Особенность этого типа инвестирования средств заключается в том, что разработчики имеют возможность получить деньги на ранних стадиях развития проекта. В некоторых случаях для финансирования достаточно четкой идеи стартапа. Инвесторы сотрудничают только с теми стартап-компаниями, которые имеют потенциал окупить инвестиции не в 2 и даже не 3 раза, а десятки раз.
Источники финансирования
Основными потенциальными инвесторами стартапов являются венчурные фонды, которые создаются специально для финансирования стартапов. Однако здесь возникают некоторые сложности, поскольку для получения кредита от венчурного фонда компания уже должна находиться на определенном этапе развития, обладать надежной репутацией и иметь конечную версию продукта. Большую роль играет ее место на рынке.
Источником средств венчурных фондов становятся деньги их вкладчиков, то есть страховых компаний, частных лиц, а также пенсионных фондов. Они не связываются с ненадежными компаниями и предпочитают стартапы, отличающиеся средней долей риска. Важно, чтобы компания обладала хорошими перспективами и высоким потенциалом прибыльности.
Другой источник финансирования для стартап-компании – это бизнес-ангелы. Под этим понятием подразумеваются частные лица, которые вкладывают деньги в развивающийся бизнес на раннем этапе. Их целью является получение прибыли в крупных размерах в перспективе, а потому бизнес- или инвест-ангелы не настаивают на срочном возврате капитала. Кроме того, они не вмешиваются в процесс ведения дел.
В некоторых случаях основным источником финансирования может стать семья: родственники или друзья. На первый взгляд это кажется достаточно рискованным мероприятием, однако на сегодняшний день именно эта категория занимает в России второе место по объему вложенных средств в стартап-компании. Если говорить о международном уровне, то семья будет на третьем месте.
Поиск инвесторов
Поиск источника финансирования является первостепенной задачей при создании стартапа, поскольку именно от наличия материальной поддержки зависит дальнейшая разработка проекта. В настоящее время для поиска потенциальных инвесторов молодые стартаперы прибегают к «Networking». Под этим понятием подразумеваются профилирующие конференции и мероприятия, направленные на изучение перспективных проектов. Участие может принять любая компания, чувствующая потенциал в своем стартап-проекте.
В подобных отраслевых конференциях и форумах, кроме стартаперов, участвуют также инвесторы. Они внимательно смотрят презентации, предлагаемые участниками, высказывают свое мнение о достоинствах и недостатках проекта, а также заключают сделки с будущими партнерами.
Некоторые стартаперы находили своих инвесторов с помощью публикации проекта на различных сайтах. Кроме того, в сети существуют биржи стартап-компаний, а также целый ряд организаций, которые занимаются финансированием подобных проектов. Можно обратиться к ним напрямую.
Советы по стартапу
Создание успешного проекта зависит от множества факторов, многие из которых поддаются контролю. Для того чтобы сделать успешный проект, нужна готовность посвящать этому колоссальное количество времени. Первое, на что нужно обратить внимание после непосредственно разработки идеи, это оценка адекватности и целесообразности проекта. Следует изучить конкурентоспособность созданного проекта, а также научиться планировать и распределять ресурсы. В идеале стартапер добивается максимальных результатов при минимальных вложениях.
Название | О проекте |
---|---|
AmazingHiring - это SaaS-приложение для IT-рекрутеров, ускоряющее поиск подходящих кандидатов. | AmazingHiring – это SaaS приложение для рекрутеров, позволяющее любой компании быстро находить наиболее подходящих ИТ-специалистов. Приложение осуществляет поиск по множеству источников, включая социальные и профессиональные сети, ресурсы для разработчиков, блоги, внутреннюю HR базу данных компании. |
Доктор на работе | Профессиональная сеть, объединившая половину врачей России. Площадка для коммуникации с врачами, которую используют большинство крупнейших фармацевтических компаний. |
Интеллектуальная система управления товарными запасами торговых предприятий Forecast NOW! | Система управления товарными запасами торговых предприятий Forecast NOW!позволяет высокоточно прогнозировать спрос на продукцию с учетом различных факторов,автоматизировать процесс закупок,проводить анализ эффективности работы склада.Система проста в использовании,что делает ее доступной для SMB |
FreshOffice | Облачное веб-решение, объединяющее на одной платформе все инструменты, необходимые для ведения малого и среднего бизнеса. Более 20 000 пользователей. Основные рынки - страны СНГ и Юго-Восточной Азии. |
GeoCV - Мобильное приложение для получения 3D моделей помещений с помощью мобильных устройств с 3D сенсорами | Скоро в смартфонах и планшетах появятся 3D камеры. С GeoCV любой сможет на порядки дешевле и быстрее получить качественные 3D модели помещений в вебе. Мы изменим продажу, страхование и ремонт недвижимости, дав возможность виртуально осмотреть помещение с любого ракурса, измерить и примерить дизайн. |
Онлайн займы MoneyMan.ru | MoneyMan.ru - это инновационный онлайн сервис займов для граждан РФ от 18 лет. Решение по заявке за 1 минуту. Моментальное получения денег: на банковскую карту, Яндекс. Деньги и через системы переводов Contact и Юнистрим в любой день недели. |
Piligrim XXI | Piligrim XXI - машина времени. Уникальный туристический сервис, мобильное приложение дополненной реальности позволяющее совместить реальное путешествие и путешествие во времени. Фотореалистичная реконструкциия утраченых памятников архитектуры и событий прошлого в реальном пространстве. |
БУБУКА | Облачный сервис для легального музыкального и видео оформления предприятий торговли, общепита и сферы услуг. |
На Показ - гео-локационный сервис оценки загруженности любого места людьми в режиме реального времени | Первый в мире гео-социальный сервис с интерактивной картой загруженности мест и заведений людьми в режиме реального времени. Информация предоставляется в режиме реального времени и показывает: сколько сейчас людей находится в конкретном помещении, какое количество мест свободно. |
Смарт Музей | «Smart Museum» - это мобильный аудиогид, позволяющее любому посетителю музеев, владеющему смартфоном, получить аудио-, видео-, фото- и текстовую информацию об экспонатах. Мобильное приложение обладает простым и понятным интерфейсом.Сервис поддерживает платформы iOS и Android. |