Структура бизнес-плана предприятия
Содержание материала
Бизнес-план представляет собой документ, включающий в себя описание основных аспектов деятельности какой-либо компании, анализ возможных проблем и построение путей их эффективного решения. Вопреки ошибочному мнению, бизнес-план нужен не только предприятиям крупного масштаба. Мировой опыт свидетельствует о том, что тщательно разработанный план деятельности необходим всем компаниям, специализирующимся на любой форме предпринимательской деятельности. Он позволяет оценить целесообразность идеи на уровне ее разработки, усовершенствовать ее, а также уменьшить потенциальные риски.
Бизнес-план – это гарантия быстрого и беспроблемного финансирования. Возможность инвестора получить ясное представление о том, куда он вкладывает деньги и чем рискует, значительно увеличивает шансы на получение заемных средств.
Бизнес-план обладает определенной структурой, включающей в себя обязательные компоненты: описание продукта, маркетинговую стратегию, план организации, план финансов и план производства. Смысловое содержание документа может меняться в зависимости от характера деятельности компании и таких факторов, как объем производства, тип услуги/продукции, новизна и многое другое.
Титульный лист
Это первый лист бизнес-плана, который содержит общую информацию о деятельности предприятия:
- название разработанного проекта;
- название организации, занимающейся реализацией идеи;
- полный адрес компании;
- номера телефонов руководителя или его заместителя, то есть человека, с которым будут впоследствии вестись переговоры;
- Ф.И.О. (полностью) владельца или курирующего разработчика бизнес-плана;
- дата создания проекта (с указанием месяца и года).
В том случае, если документ требуется направить потенциальному кредитору, то на титульный лист опционально выносятся ключевые данные о финансовых планах фирмы: предполагаемых сроках окупаемости проекта, индексе доходности и т.д.
Меморандум
Второй частью бизнес-плана считается меморандум, основная задача которого – защита авторских прав лиц, разработавших проект. Этот пункт может выноситься на титульный лист, если информация предоставлена в сжатом виде.
Назначение меморандума заключается в том, чтобы предупредить о конфиденциальности информации, содержащейся в документе. Данный раздел бизнес-плана напоминает о том, что лицо, которое знакомится с ним, обязуется не распространять полученные сведения.
В некоторых случаях меморандум заключает в себе требование вернуть документ разработчику, если он не вызывает у инвестора интереса.
Резюме
Данный раздел отличается общеинформативным, а также рекламным характером и ставит своей целью привлечение интереса целевой аудитории бизнес-плана. Чаще всего заинтересованные инвесторы обращают внимание именно на этот раздел, поэтому он в некотором смысле является судьбоносным.
Разработчик должен кратко и емко изложить сущность предлагаемого проекта, обозначить его задачи и цели. Это некая сумма всех разделов документа, поэтому составление резюме чаще всего остается напоследок.
Резюме обладает своей собственной внутренней структурой:
- лаконичная информация о проекте;
- данные о ресурсах;
- алгоритм реализации;
- сведения об уникальности продукта/услуги;
- объем требуемых инвестиций;
- прогнозы относительно объема продаж и потенциального дохода;
- условия возврата займа кредиторам;
- доказательства эффективности идеи.
Важно: максимальный объем резюме – 2 печатные страницы формата А4.
Цель
Четвертый раздел покрывает собой информацию об основных сферах деятельности предприятия, о предлагаемой продукции/услугах. Здесь же излагается информация о технологии, которая используется для производства товаров.
При описании товаров необходимо сделать акцент на ее конкурентоспособности, на преимуществах, которые продукция может принести покупателям. Важно предоставить информацию о качестве товара, себестоимости и возможности последующей модернизации. Также в данном разделе должны содержаться сведения о патентах и авторских правах на товар.
Анализ отрасли
Важно, чтобы преподнесенная идея соответствовала актуальному положению дел в интересующей сфере. Следовательно, организация должна продемонстрировать осведомленность в текущих особенностях развития рынка, в особенностях конкурентной борьбы.
Данный раздел должен содержать сведенья о потенциальных конкурентах, их достоинствах и недостатках, уязвимых местах. Кроме того, разработчики должны обозначить целевую аудиторию.
Анализ положения компании
Этот раздел призван описать положение фирмы в профилирующей области на основании уже полученных результатов хоз. деятельности. Кроме того, должны содержаться следующие сведения:
- виды деятельности компании;
- продукты/услуги фирмы;
- клиенты;
- структура и правовая форма предприятия;
- учредители, партнеры, персонал;
- финансовые показатели;
- специфика деятельности.
Этот раздел особенно важен в том случае, если задача бизнес-плана – осветить идею создания предприятия. Не лишними будут ссылки на уже имеющиеся договоры с партнерами.
Инвесторы после ознакомления с материалом должны убедиться, что фирма обладает надежной репутацией.
Товар и его характеристики, описание
Здесь прилагаются:
- натуральный образец;
- фото или схема, рисунок;
- техническая документация;
- область применения товара;
- конкурентоспособность продукции;
- патент, авторские права;
- лицензирование, сертификат качества;
- условия поставки товара;
- гарантийные бумаги;
- способ утилизации отходов и др.
Маркетинговая стратегия
Задача этого раздела – выявление потенциального рынка сбыта товара, его анализ и разработка стратегия грамотного поведения в данной сфере. Здесь же необходимо описать, какие стратегии будут использоваться для продажи товара, а также указать сформулировать ценовую политику.
Потребительские показатели продукции:
- привлекательность;
- назначение;
- стоимость;
- эксплуатационный срок;
- безопасность.
Структура этого раздела включает в себя:
- анализ потенциальных клиентов;
- анализ конкурентов;
- анализ каналов сбыта;
- описание поставки;
- стратегию по привлечению покупателей.
План производства
Этот раздел включает в себя описание различных процессов, протекающих на предприятии, а также помещений и оборудования. Также должна присутствовать информация о запланированных изменениях объема производимых товаров. Кроме того, следует предоставить расчет планируемых издержек. Структура включает в себя сведения о транспортных связях, инженерных сетях, ресурсах, технологии, сырье, субподрядчиках, текущих затратах.
План организации
Информация, которая содержится в данном разделе: документы законодательного и нормативного характера, относящиеся к этому проекту.
План финансов
Полноценное планирование в обязательном порядке охватывает такие пункты:
- план доходов;
- объем расходов;
- план оборота финансов;
- плановый баланс на текущий год;
- расчет безубыточности.
Анализ возможного риска
В данном разделе необходимо осветить программу альтернативных действий в случае реальной угрозы продукту/услуге, чтобы удостоверить инвесторов в наличии дополнительных стратегий. Оценка риска чаще всего осуществляется с помощью качественного анализа. Он включает в себя определение следующих критериев риска:
- факторов;
- областей;
- видов.
Грамотный анализ потенциальных рисков облегчает поиск решений проблемы, а также дает некоторые гарантии будущим партнерам.
Раздел «приложения»
В эту часть документа входят все бумаги, на основании которых осуществляется планирование проекта:
- копии заключенных контрактов;
- лицензии;
- копии исходных документов;
- прейскуранты;
- таблицы с информацией о расчетах.
Современные бизнесмены получают возможность облегчить свою работу над бизнес-планом с помощью специфических программ: Business Plan Pro, ТЭО-ИНВЕСТ, Business Plan PL и др. Они позволяют построить финансовую модель и пошаговый алгоритм принятия решений. Кроме того, они учат начинающих предпринимателей основам грамотного составления бумаги, соответствующей не только отечественным, но и зарубежным требованиям. Таким образом расширяется потенциальная финансовая поддержка будущего проекта.