Назначение бизнес-плана
Содержание материала
Под бизнес-планом на сегодняшний день принято понимать тщательно разработанный план или программу, согласно которой осуществляются бизнес-операции и координируются действия компании. Этот документ включает в себя общую информацию о фирме, товаре, особенностях производства, потенциальных и реальных рынках сбыта, маркетинговых стратегиях, осуществляемых операциях и уровне их эффективности.
Это важнейший инструмент оценки и анализа различных ситуаций, связанных с непосредственной деятельностью компании, который позволяет спроецировать итоговый результат и разработать технологию его достижения. Этот документ является частью эффективного планирования и может расцениваться как непосредственно процесс создания алгоритма деятельности фирмы.
Суть бизнес-плана
Бизнес-план – это документ, который включает в себя указание профилирующих сфер деятельности предприятия, его основные цели, их всестороннее обоснование. Основная задача – определить оптимальные с финансовой и стратегической точки зрения способы достижения поставленных задач, а также смоделировать итоговый результат работы.
Специалисты разрабатывают долгосрочный план – он покрывает от 2 до 3 лет работы. При этом документ разбит на разделы по годам. Информация относительно 1-го года потенциальной деятельности компании дополнительно делится на месяцы, а следующие периоды даются в годовом исчислении. В качестве фундамента для БП выступает так называемый скользящий график. То есть в процессе текущего года разрабатывается подробный план действий на грядущий год.
Эффективный бизнес-план отвечает нескольким ключевым требованиям:
- краткость;
- точность;
- лаконичность;
- доступность;
- логичность;
- ясность;
- объективность;
- структурированность.
Функции бизнес-плана
По факту бизнес-план — это документ, который предоставляет информацию об успешности управленческих процессов предприятия и возможных путях оптимизации деятельности. У предприятия появляется какая-либо экономическая идея. Для того чтобы оценить ее целесообразность, необходимо изучить возможные риски и опасности, оценить необходимость дополнительного инвестирования или же открытия кредитных линий. Этим и занимается бизнес-план – оценивает реальные шансы на реализацию задуманной идеи.
Ключевые функции БП:
- создание стратегии деятельности компании;
- разработка новых прибыльных направлений;
- планирование и оценка возможностей;
- контроль внутренних процессов предприятия;
- ориентация привлечение сторонних материальных ресурсов;
- привлечение новых партнеров.
Целевая аудитория бизнес-плана
Каждый проект рассчитан на две основные группы пользователей.
- Внутренняя – инициаторы, учредители компании, персонал. Лица, занимающиеся реализацией идеи, должны иметь исчерпывающие сведения о плане действий.
- Внешняя – перспективные инвесторы и кредиторы, потенциальные и реальные партнеры. Благодаря бизнес-плану, инвестор может получить ответ на вопрос, насколько целесообразным будет вложение финансов в разрабатываемый проект. Кредитор, в свою очередь, всесторонне знакомится с особенностями ведения бизнеса заемщика.
Задачи бизнес-плана
- Формулировка целей деятельности фирмы.
- Определение сроков реализации идеи.
- Определение целевых рынков сбыта и аудитории.
- Определение лиц, отвечающих за реализацию идеи, выбор команды.
- Оценка всех видов издержек (производственных и торговых).
- Определение и разработка маркетинговых мероприятий, направленных на оптимизацию сбыта и установку основных каналов сбыта.
- Оценка финансового положения компании.
- Организация системы, контролирующей ход реализации плана.
Структура БП
Существует несколько ключевых разновидностей бизнес-плана: от БП инвестиций и развития компании до БП для получения кредита или организации нового подразделения фирмы. О каком бы бизнес-плане ни шла речь, он должен обладать строго определенной структурой.
Структура:
- титульный лист – название компании, ее адрес, статус.
Указание Ф.И.О. директора, контактов, имен основных учредителей. Деятельность компании, суть идеи и стоимость будущего проекта;
- резюме – самая информативная часть документа: введение, основная часть, заключение. Включает в себя формулировку цели проекта, краткое описание ключевых пунктов бизнес-плана, а также сумму факторов успеха проекта;
- история бизнеса компании – основная информация о деятельности компании в процессе ее существования;
- описание услуг или продуктов – описание товара/услуги, ключевых способов его применения, прогнозы на возрастающую популярность товара, ассортимент продуктов, патент, права, ценовые показатели;
- описание положения дел на рынке – размеры, потенциальный рост или застой, указание основных сегментов, определение устойчивости к внешним и внутренним воздействиям, указание доли сегментов рынка, которая приходится на основных конкурентов;
- информация о конкурентах – существующие и потенциальные конкуренты, возможные товары-заменители, взаимодействие продавцов и покупателей;
- разработка конкурентной стратегии;
- план производства – описание технических особенностей производства и возможные экономические издержки;
- маркетинговая стратегия – создание эффективного рынка сбыта для своего товара или услуг. Здесь необходимо разработать финансовый вопрос, систему скидок и льгот, потенциальную прибыль и т.д.;
- организационный план – информация о форме собственности и партнерах, которые будут участвовать в организации и реализации проекта;
- финансовый план – обобщение материалов всех предыдущих пунктов и представление их в финансовом эквиваленте;
- план исследований;
- план разработок;
- приложения – указание документов, которые стали основой для составления бизнес-плана. В число этих документов входят письма от партнеров, различные договоры, контракты, прейскуранты, справки и другие документы, которые используются в ходе деятельности компании.
Основанием для изменения структуры или содержания БП могут стать цели и сфера применения документа. На сегодняшний день можно выделить несколько доминирующих международных стандартов: TACIS, UNIDO, ФФПМП, KMPG и ЕБРР.
Ошибки | Описание |
---|---|
Перенасыщение ненужной информацией | Зачастую презентации с бизнес-планами наполнены информацией, не имеющей к проектам реального отношения. |
Отсутствие четких бизнес-целей | Составляя бизнес-план, нужно ставить четкие цели и намечать реальные пути их достижения, делать фокус на конкретных рыночных сегментах. |
Раздутые финансовые показатели | Стартап — это не финансовая пирамида и приводить фантастические цифры в сотни процентов прибыли попросту глупо. Оперировать нужно реальными физическими показателями, тогда и цифры потенциальной доходности будут убедительными. |
Требования к бизнес-плану
Для признания БП действительным он должен соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Самое главное условие – простой и доступный язык, краткие, емкие и лаконичные предложения, четкие формулировки.
Регламентированный объем бизнес-плана не превышает 25 печатных страниц формата А4. Важно, чтобы вся информация по проекту была изложена максимально полно и обстоятельно, а также была правдивой и обоснованной.
Добротный бизнес-план должен обладать комплексностью и завершенностью. Иначе говоря, в документе должна быть подробно расписана стратегия достижения поставленных задач. БП направлен на перспективу, поэтому в своей основе должен содержать возможность перспективного преемственного развития проекта.
Бизнес-план должен обладать определенной гибкостью, дающей возможность по мере необходимости вносить корректировки. В БП не остается никаких «плавающих» или нечетких мест, поскольку в документе дается четкая характеристика графиков, сроков и показателей.
Грамотно составленный бизнес-план является залогом успешной реализации поставленных целей, а также гарантией пристального внимания инвесторов к вашему проекту.