Бизнес план мебельного производства
Содержание материала
Мебельный бизнес по-прежнему остается одним из наиболее перспективных направлений для открытия собственного дела. Спрос на мебель всегда будет стабильно высоким, независимо от колебаний погоды, сезонности и многих других факторов. Число потенциальных потребителей огромно. К тому же частное производство мебели – услуга, которая появилась в нашей стране не так давно. И даже в периоды кризисов спрос на мебель никогда не падал. Менялся только акцент: люди меньше покупали элитной мебели и больше обращали свое внимание на эконом категорию. В общем, если у вас есть капитал и вы решили работать на себя, то мебельный бизнес – практически идеальный вариант.

Бизнес план мебельного производства
Естественно, что это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Как и любая инвестиция, вложение в открытие своего дела требует грамотного подхода. Иначе можно в два счета прогореть. Поэтому нужно все заранее продумать и последовательно отразить свои будущие шаги в бизнес-плане. Ознакомившись со статьей, вы получите общие рекомендации по открытию собственного мебельного производства.
Организационные вопросы
Мебельный бизнес находится в поле зрения государства. Для его регистрации вам потребуется определенный пакет документов. Как правило, мебельные предприятия регистрируются в качестве ООО, что позволяет работать по более благоприятной схеме налогообложения.

Регистрация бизнеса
- Устав, в котором будет прописан вид деятельности предприятия;
- Расчетный счет предприятия;
- Документ, подтверждающий оплату госпошлины;
- Уставной капитал;
- Протокол собрания учредителей (если потребуется);
- Сертификаты на производимую продукцию (в соответствии с ГОСТами).
Что производить? Изучаем рынок
Несмотря на то, что рынок мебели сложился в России не так давно, на нем довольно серьезная конкуренция. Предприятия за постперестроечные годы освоили широкий спектр продукции и чутко реагируют на запросы населения. Сложилось три устойчивых сегмента:
- Выпуск корпусной мебели для офисов: столы, стулья, кресла, перегородки. Главное – функциональность, строгость внешнего вида и недорогая цена. Офисные и бизнес-центры в последние годы растут словно грибы, поэтому и потребность в такой мебели достаточно высокая. По статистике на это направление приходится примерно четверть гот всего рынка;
- Производство кухонных гарнитуров. Кухня – центральное место любой квартиры. Здесь люди кушают и проводят большую часть своего свободного времени, принимают гостей. Поэтому кухня должна быть красивой, комфортабельно, выглядеть дорого и эффектно. Неслучайно ежегодный спрос роста на кухонные гарнитуры держится на отметке в 15 %;
- Производство мебели под индивидуальный заказ. Сегодня люди хотят подчеркнуть свою индивидуальность, не быть «как все». Выпуск мебели согласно индивидуальным чертежам – наиболее перспективное направление в современном мебельном бизнесе;
Если вы начнете изучать рынок в вашем конкретном городе, то с большей долей вероятности мы можем утверждать, что вы обнаружите предприятия, работающие в одном из обозначенных сегментов. Соответственно, вам придется «вклиниваться» в один из них.

Планирование и анализ
Подумайте, какие конкурентные преимущества может предложить ваше предприятие. Это могут быть более низкие цены, более прочные материалы, сжатые сроки изготовления или более оригинальный дизайн. Без внимательного изучения потребительского спроса и конкурентной среды ваш бизнес вряд ли будет успешным.
Выбор помещения
При открытии мебельного производства понадобится, как минимум, три. Это:
- Производственная площадка площадью не менее 100 м2 (мини-цех по производству мебели). Она обязательно должно находиться на первом этаже и отвечать законодательно установленным стандартам, предъявляемым к помещениям подобного типа. Среди таковых, например, хорошая вентиляция цеха и определенный температурный режим;
- Офис компании. Современный бизнес стремится к минимизации пространства, однако, в мебельном бизнесе без офиса не обойтись. Его главные функции – продажа, заключение договоров и контрактов. В идеале в офисе должен располагаться выставочный центр, в котором будет представлены образцы производимой продукции;
- Складские помещения. Его площадь должна быть не меньше, чем у производственной площадки;

Выбор помещения для цеха
Как правило, производственный цех и склад располагаются в одном и том же месте, за городом. Это позволяет снизить затраты на аренду, а также транспортировку. К тому же загородное расположение страхует от жалоб жителей на шум от работы станков. Офис фирмы должен быть расположен в центре города, в престижном бизнес-центре. Так можно привлечь большее число клиентов.
Закупка оборудования и расходных материалов для производства
Если вы не располагаете собственными производственными мощностями, то вам нужно будет их арендовать, то есть прибегать к услугам других мебельных фабрик – ваших конкурентов. Очевидно, что это путь в никуда и необходимо покупать собственное оборудование.
К основным типам станков, используемых в мебельном производстве, относятся:
- Распиловочные. С их помощью осуществляется нарезка материалов по заданным размерам;
- Заточные станки. Необходимы для заточки пил;
- Сушильные станки применяют для работы с натуральным деревом, когда его нужно высушить до определенной влажности;
- Обклеечные станки. Используются для приклеивания кромки;
- Оборудование для работы со стеклом. Резочные, гравировальные, пескоструйные и другие станки;
- Станки для обработки и декорирования дерева. Используются в тех случаях, когда дереву нужно придать определенную форму, обработать кромку, сделать узоры;
- Станки по работе с металлом. Сварочные, сверлильные, полировочные аппараты;
- Оборудование пошива мебельной обивки, чехлов, а также мягких элементов продукции;
- Другие инструменты: молотки, дрели, степлеры, рубанки, отвертки и так далее;

Оборудование
В целях экономии многие покупают подержанное оборудование. С одной стороны, можно сэкономить до 40 % от стоимости нового оборудования, но с другой, велик риск купить изношенное, а то и вовсе списанное оборудование. Для того, что бы идти на него нужно либо саммоу хорошо разбираться в технике, либо иметь в своем распоряжении высококлассного специалиста в данной сфере.
Помимо оборудования, вам потребуется огромное количество расходных материалов: плиты МДФ, листы ДВП и ДСП, крепежи, фурнитура, клеи, лаки, краски, ткани и прочее.
Подбор персонала
Производство мебели – сложный, многоэтапный технологический процесс, требующий от работников определенных навыков и должного уровня ответственности. Поэтому, как говорится, кадры решают все. Штат успешного мебельного производства должен обязательно включать в себя несколько профессионалов:
- Рабочие-станочники. Специалисты, имеющие должный опыт и навык работы на станках, производящих мебель. На первоначальном этапе достаточно 3-4 человек;
- Менеджеры по продажам. В его функции входит поиск заказов, оформление контрактов, юридическое сопровождение проектов;
- Начальник производства – обязательная единица производства. Это специалист высшего уровня, способный контролировать все этапы производства, а также грамотно руководить и направлять работу всего коллектива ;
- Водители-экспедиторы и грузчики обеспечивают доставку готовой продукции потребителям, а также доставку расходных материалов на предприятие;
- Бухгалтер. Его задача – правильное составление финансовой отчетности о деятельности предприятия;
- Инженер-проектировщик. Его задача – правильно оформить чертежи, по которым рабочие будут изготавливать продукцию;
- Инженер-дизайнер. Учитывая нарастающую потребность в мебели выполненной по индивидуальному заказу, имеющей оригинальный дизайн, появление такого специалиста становится необходимостью;
- Специалист по рекламе и маркетингу;

Персонал
Чем больше ваше предприятие, тем, соответственно, будет шире штат. На первых этапах, вы можете совмещать управленческие функции, а также функции начальника производства. Однако со временем вы столкнетесь с потребностью их разделения.
Выбор стратегии маркетинга
О том, как вы будете продвигать свой товар на рынке необходимо позаботиться задолго до того, как будет запущено производство. Должен быть составлен план, включающий в себя подробное описание предполагаемых мероприятий по распространению вашей продукции. Имеет смысл брать на вооружение все известные маркетинговые ходы.

Каналы сбыта
- Практически обязательным условием является открытие выставочного центра. Как правило, он располагается в центральном офисе. В иных случаях выставочный зал организовывается на производстве;
- Заключение договоров с магазинами, торговыми центрами на предмет выставления своей продукции. Успех бизнеса, в первую очередь, зависит от эффективности сотрудничества с торговыми сетями;
- Участие в тендерах по госзакупкам. Необходимо вести переговоры со школами, больницами, детскими садами и другими бюджетными организациями. При удачном раскладе они могут стать постоянными клиентами по приобретению офисной мебели;
- Работа с крупными частными клиентами: офисными центрами, крупными компаниями, банками;
- Участие в различных выставках и ярмарках;
- Практически обязательным условием успешной работы любого современного предприятия является функционирование собственного сайта. Интернет является сегодня одной из наиболее эффективных рекламных площадок, опережающей по популярности традиционные радио, газеты и телевидение. Ваша задача, чтобы сайт компании был в топах поисковых систем. Для этого нужно наполнять его качественным контентом: текстами, фотографиями, видео. На сайте обязательно должна быть представлена информация о ваших товарах, цены, номера телефонов для связи;
- Частью современной маркетинговой стратегии является создание и поддрежка страниц и групп в социальных сетях;
- Нельзя сбрасывать со счетов и классическую рекламу. Раздача листовок, реклама на радио и телевидении, газеты, билборды;
- Мероприятия по постоянному мониторингу за покупательской способностью и спросом, отслеживание вкусовых предпочтений ваших клиентов, как действующих, так и потенциальных. Необходимо предлагать продукт, который будет в тренде;
- Совершенствование сервиса;
Расчет первоначальных вложений
Точно рассчитать сколько стартовых вложений по открытию мебельного бизнеса можно исходя из нескольких факторов. Во-первых, нужно хорошо знать специфику региона. От этого зависит конкретная цена на аренду, заработная плата рабочих. Во-вторых, сумма вложений будет зависеть от типа продукции и уровня конкуренции на рынке.
Мы приведем общие статьи расходов (с указанием средней по Росси стоимости), без которых невозможно обойтись при открытии мебельного бизнеса.

Маркетинг
- Покупка или аренда помещения. В первом случае вам необходимо иметь в кармане не меньше миллиона рублей. Во втором аренда обойдется не меньше 50 тысяч рублей ежемесячно. Очевидно, что приобретение помещений в собственность гораздо более эффективно и экономично. Здесь же необходимо учитывать ремонт помещения;
- Приобретение оборудование + доставка и монтаж. От полумиллиона рублей;
- Оформление документов обойдется в сумму примерно в 300 тысяч;
- Приобретение расходных материалов. От 200 тысяч рублей;
- Плата за коммунальные услуги. От 30 тысяч ежемесячно;
- Зарплата сотрудникам. От 200 тысяч ежемесячно;
- Расходы на создание обслуживание сайта, социальных сетей, маркетинговую компанию. От 100 тысяч;
- Налоги. От 50 тысяч рублей;
Для непосредственного открытия бизнеса вам потребуется сумма не меньше, чем 2 миллиона рублей с последующими затратами на функционирование производства в 300 тысяч каждый месяц. Как правило, мало, кто располагает такими средствами и начинающим предпринимателям приходится обращаться к услугам банков. В таком случае к расходам добавляются выплаты по кредитам.
Выход на рентабельность

Рентабельность
В бизнес-план должны быть обязательно внесены данные о сроках выхода на получение прибыли. Как показывает практика уже действующих предприятий, уровень рентабельности в данной сфере составляет примерно 60 %. Средний срок окупаемости – 2 года.
При правильном и экономном расходе средств можно выйти на прибыльность уже через полтора года. В небольших городах выход на окупаемость будет более долгосрочным – 2.5-3 года.
Видео. Открытие мебельного производства с нуля