Бизнес план компьютерного магазина
Содержание материала
Сегодня открыть свой собственный бизнес хотят практически все: от школьников до пенсионеров. Многие ищут оригинальную идею для того, чтобы обойти конкуренцию, быть непохожим на других, выделяться из массы. Порой эти поиски оказываются удачными, но иногда приводят к довольно печальным ошибкам.
Почему продажа компьютеров и компьютерной техники – один из наиболее успешных бизнесов третьего тысячелетия?
На самом деле, первое на что необходимо обратить внимание начинающему предпринимателю – торговля. Тысячелетний опыт доказывает, что это всегда будет работать и приносить прибыль. Схема проста. Вы покупаете товар оптом. После этого размещаете его в магазине (современные условия позволяют открыть свою «лавку» в сети Интернет) и распродаете в розницу.
Разница кладется в карман. Главные вопросы: что продавать? Кому продавать? Где продавать? От ответа на них и зависит: станете ли вы богатым или разоритесь. Очевидно, что занявшись торговлей никому не нужной продукции, не заработаешь ни копейки. Поэтому к поиску своей ниши нужно подходить с максимальной вдумчивостью и ответственностью. Правильный выбор – продажа товаров, которые востребованы на рынке. Кроме этого, нужно учитывать уровень конкуренции.
Почему стоит выбрать торговлю именно компьютерной техникой? С одной стороны, очевидно, что данный тип товара не является чем-то новым и еще неизведанным потребителем, а подобные магазины находятся буквально на каждом углу. Более того, крупные сети захватывают все больше пространства. О каком-то равенстве возможностей здесь вряд ли можно вести речь. Казалось бы, какой смысл начинающему предпринимателю идти именно сюда?
На самом деле, торговля компьютерами и комплектующими к ним остается одним из самых перспективных направлений. По разным оценкам отрасль ежегодно растет на 15-20 %. Дальнейшие перспективы в буквально смысле безграничны. И это неудивительно. Гаджеты и виджеты превратились в часть нашей обыденной жизни, без которых невозможно обойтись. Также компьютеры нужны для работы практически во всех сферах экономики: производство, СМИ, менеджмент, бухгалтерия и многих многих других.
Поэтому занять свой сегмент на этом рынке вполне возможно, хотя год от года сделать это становиться все тяжелее. Нужно правильно подойти к делу и учесть некоторые аспекты, о которых и пойдет речь в данной статье.
Особенности бизнеса
Любой бизнес – это особый мир, существующий по своим правилам. Это касается и сферы продажи компьютеров. Эти моменты обязательно нужно учитывать при составлении бизнес-плана.
- Профессионализм. Нужно очень хорошо разбираться в компьютерах, понимать детали и тонкости для того, чтобы понимать спрос населения и правильно реагировать на изменения в нем. Прежде чем открыть свое собственное дело, желательно приобрести опыт работы к крупной федеральной сети компьютерных магазинов. Открывать магазин компьютерной техники, не обладая должным уровнем знаний в данной области – гибельное дело. Поэтому открыть свое дело по продаже компьютеров стоит только специалистам.
- Высокая конкуренция. Можно сказать, жесточайшая. Всем можно выиграть в ней? Ваш магазин должен быть стильно оформлен. Ассортимент в нем – максимально широким, а цены ниже, чем у конкурентов.
- Грамотный персонал. Продавцы в вашем магазине, помимо вежливости и аккуратности, должны не хуже, чем вы разбираться в компьютерной технике. Дилетант может за сравнительно короткий период времени освоить основы. Но, что делать, если в магазин придет профессионал и ему потребуется консультация более высокого уровня? О персонале для компьютерного магазина нужно позаботиться заранее. Открывая, например, продуктовый магазин, об этом можно беспокоить в меньшей степени.
- Реклама не должна ограничиваться традиционными СМИ, раздачей буклетов, а также наружной рекламой. Для того, чтобы быть успешным в данной сфере, вы должны активно продвигать свои товары через Интернет. Практически обязательным условием работы является создание успешного сайта, на котором потребитель сможет ознакомиться с внешними и техническими характеристиками товара. Помните, что значительная часть вашей потенциальной аудитории сидит во всемирной паутине. Должна быть отлажена система обратной связи: общение онлайн, электронная почта, горячая линия и так далее. Кроме этого, вы должны учитывать, что вы не сможете получить площади в людных и проходных местах. Как правило, они уже заняты. В сети все равны. Все, что вам нужно – правильная стратегия развития сайта.
- Поиск поставщиков. Найти хорошего поставщика – одна из основных составляющих успеха. Это справедливо по отношению к любой отрасли. В той же сфере, о которой мы говорим, это важно вдвойне. Для эффективной работы магазина нужно обеспечить бесперебойные поставки. Но это не главное. Важнее найти поставщика, который продаст вам качественный товар по цене, более низкой, чем у конкурентов. После того как вы нашли поставщика, вы можете уже начинать организацию своего торгового пространства.
- Объем вложений. Довольно солидный опыт в области организации магазинов по продаже компьютерной техники показывает, что на открытие среднего по величине магазина потребуется сумма в диапазоне от 3 до 7 миллионов рублей. Сюда входит: юридическое оформление (регистрация ИП, заключение договоров и так далее), закупка товара, зарплата сотрудников, аренда торговой площади и др. Гипермаркет потребует значительно больше вложений.
- Окупаемость. Средний срок выхода на прибыль составляет от 2 до 3 лет. Зависит от многих факторов: конъюнктуры рынка, оборотов, стратегии продаж.
О некоторых других особенностях старта в сфере продажи компьютеров мы поговорим подробней.
Видео. Как открыть компьютерный бизнес
Организационный план
Помещение под магазин
Правильно расположить компьютерный магазин и определить его площадь?
От этих двух факторов будет зависеть очень многое. В любом случае, вам нужно постараться найти площадь, которая будет располагаться в людном месте или же месте с высокими уровнем проходимости. Ваш магазин должен быть на виду, иметь большую вывеску.
В этом случае вероятность того, что у вас будут покупать гораздо выше. Возможно, что именно сейчас человеку не нужен компьютер или какая-то деталь к нему. Но важно, чтобы в его голове отложилось название магазина. Внимательно изучите район, в котором вы намерены открывать магазин. Важно понять сколько других торговых точек в нем находится. В этом случае, он, рано или поздно, придет к вам за покупкой. Места, на которые нужно обращать внимание в первую очередь:
- крупные торговые и офисные центры;
- станции метро;
- рынки.
Важным фактором является близость торговой площади к автомобильным магистралям. На начальном этапе рекомендуется ограничиться арендой и не покупать торговые площади в собственность. Это позволит значительно сэкономить на старте.
Не менее важный аспект – площадь.
Для компьютерного магазина крайне важно расположить товары так, что бы их можно было внимательно рассмотреть. Минимальные размеры компьютерного магазина – 100-150 м2. Но нужно помнить, что такой площади вам хватит только в том случае, если вы торгуете какой-то специальной продукции.
Например, вы остановились на продаже исключительно жестких дисков или материнских плат. Для более широкого ассортимента потребуется гораздо больше пространства. Средняя площадь компьютерного магазина – 400-450 квадратов. Если же вы планируете открывать крупный супермаркет, то вам не обойтись площадью меньше, чем в 1000 м2.
Видео. Компьютерный магазин, как бизнес идея
Важные мелочи обустройства магазина
При обустройстве магазина компьютерной техники, являющей собой одно из лучших достижений цивилизации, на первое место жизненно необходимо ставить комфорт и удобство посетителя. Эта идея должна превратиться фактически в идеологию. Играют роль множество факторов: хорошее расположение, сервис, широкий ассортимент, низкие цены, профессиональные, знающие и услужливые продавцы. Кроме этого, важно обращать внимание на ряд аспектов, использование которых увеличивает продажи. Среди них:
- Соблюдение принципа иерархии полок. Лучшие места нужно отдавать под наиболее востребованные товары, а также под те, которые дают наибольшую прибыль;
- Создание эффекта визуального равновесия товаров. Все массивные предметы: мониторы, принтеры, ноутбуки нужно располагать на средних и нижних полках. Нахождение массивных товаров на верхних полках вызывает у человека подсознательное чувство страха. Поэтому на них лучше поставить сумки и другие аксессуары;
- Группировка товара в зависимости от их назначения. Неслучайно в крупных торговых магазинах существуют специальные отделы оргтехники, ноутбуков, фотоаппаратов и так далее. Так посетителю будет гораздо удобнее. Некоторые до сих пор пытаются сгруппировать товары по фирмам, однако, такой метод давно признан неэффективным;
- Хорошее освещение. Важно, что бы оно, с одной стороны, позволяло хорошо рассмотреть товар, что для компьютерного магазина очень важно, и, с другой стороны, не было слишком слепящим;
- Приятное музыкальное сопровождение. Хорошее звуковое наполнение торгового зала удерживает в нем клиента намного дольше;
- Прайс-листы. Они, помимо ценников на товарах, должны находиться в видных местах магазина и содержать информацию о товарах, которые не попали на полки;
- Wi-Fi. Наличие бесплатной сети Интернет положительно отразиться на вашем имидже. Человек может заходить к вам только для того, что воспользоваться бесплатным доступом, но это объективно играет на создание в его голове положительного образа магазина. Однажды он что-нибудь купит.
Ассортимент и стратегия продаж
Товаров, связанных с компьютерами, сегодня огромное количество. Это тысячи позиций. Желательно, чтобы все они присутствовали в вашем ассортименте. Человек хочет найти все, что ему необходимо в одном месте, тогда он с большей вероятностью потратит деньги именно в вашем магазине. Достигнуть этого, конечно же, сложно. Особенно начинающему предпринимателю. Но стремиться к идеалу, безусловно, необходимо.
Для формирования политики в области формирования ассортимента, нужно знать какие сегменты в нем существуют. Необходимо постоянно отслеживать тенденции, изучать потребности клиентов.
- Персональные компьютеры, ноутбуки, нетбуки. Это основа бизнеса. Их продажа составляет основной доход. Если вы намерены ориентироваться на состоятельную клиентуру, то оптимальным вариантом будет открытие цифрового бутика. Но помимо этого у вас должно быть большое количество других товаров.
- Комплектующие. Кулеры, блоки питания, видеокарты, сумки для ноутбуков, жесткие диски. Все большую часть прибыли современных компьютерных магазинов составляют именно такие товары. Целевых аудиторий можно выделить несколько. Первая – корпоративные клиенты: офисы, компании и так далее. Особенно нужно выделить организации, занимающиеся ремонтом компьютерной техники. Для них нужно создавть отдельные предложения и прайс-листы, создавать благоприятный режим скидок. Второй – профессиональные геймеры (им можно предложить новые рули, педали, мыши), программисты. Их заработок напрямую зависит от состояния техники. Поэтому они постоянно хотят ее улучшать и ищут качественные комплектующие.
- Оргтехника. Принтеры, сканеры.
- Расширение ассортимента. Прогресс движется семимильными шагами. На рынке появляется все больше новых гаджетов: телевизоры, «навороченные» мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты, гироскутеры, «умные» часы, планшеты. За счет этого можно обогатить свою полку и получить дополнительный доход. Дополнительно к этим устройствам можно предлагать различные аксессуары.
- Развитие бизнеса за счет дополнительных услуг. Сюда входит установка программного обеспечения. Также вы можете предложить клиентам установку купленных деталей или сбор компьютеров на заказ (такая услуга особенно популярна среди новичков, не разбирающихся в технике). Настройка мобильных телефонов.
В заключении отметим, что компьютерный бизнес является прибыльным и перспективным. Вместе с тем, старт в нем требует значительных вложений, правильного выбора поставщиков, профессионализма, грамотного подбора ассортимента и внимательного отслеживания тенденций на рынке.