Что такое факторинг?
Содержание материала
Факторинг является одним из современных инструментов кредитования бизнеса. Он используется для передачи прав и обязанностей по дебиторской задолженности третьей стороне. Что такое факторинг, и в чем суть данной финансовой услуги, мы и поговорим в этой статье.
Выгода такой финансовой услуги, как факторинг, очевидна для обеих сторон. Продавец защищает свой товар от неплатежей, покупатели гарантирует себе поставку товара даже в непредвиденных ситуациях.
Первые упоминания о факторинге можно встретить ещё в период античности. Если разбираться в терминологии, то стоит заметить, что данное слово образовано от латинского facio, в переводе означающего «тот, кто делает». Необходимость в развитии факторинга возникла вследствие популяризации мировой торговли. В России такие договорные отношения стали развиваться с приходом 2000-ых годов. На сегодняшний день компаниями-факторами, как правило, выступают банковские учреждения.
Цели факторинга
По своей сути факторинг — это процесс получения денежных средств в более сжатые сроки, чем те, которые установлены контрактом. Как правило, фактор выплачивает порядка 90% от суммы договора. Остаток поступает на счёт только после того, как заказчик подтвердит, что он получил продукцию или ему были оказаны услуги в полном объёме. Также он должен заявить об отсутствии каких-либо претензий. Это будет служить гарантией внесения им в дальнейшем оговоренной платы.
Чаще всего потребность в такой схеме возникает в форс-мажорных ситуациях. Безусловно, увеличить оборотный капитал проще путём использования факторинга, чем кредитования. В России чаще всего такой способ используют при оформлении договоров на поставку продукции или услуг небольшими предприятиями в адрес крупных корпораций.
Когда необходим факторинг?
Потребность в заключении такого договора связана с желанием многих бизнесменов обезопасить себя от последствий неисполнения своих обязательств покупателем товара или заказчиком услуг. Ведь именно в связи с этим сегодня всё чаще возникают задержки между процедурами фактической отгрузки товара и поступления средств на счёт продавца.
Факторинг используется в случаях | Услуги факторинга не предоставляются |
---|---|
При наличии необходимости увеличить оборотный капитал | При наличии текущих задолженностей у компании |
Если нужно привлечь покупателя и в качестве инструмента для этого выбирается предоставление удобных условий оплаты | Если организация является производителем довольно специфической продукции |
При работе с новыми покупателями, с которыми могут возникать задержки в оплате | Если компания выставляет счета только по факту выполненных работ |
Если поставки осуществляет небольшое предприятие в адрес компании-гиганта | Организациям, работающим с субподрядчикам или на условиях послепродажного обслуживания |
Преимущества
Говоря о плюсах факторинга, стоит заметить следующие моменты:
- данный вид договорных отношений не требует использования залога, чего нельзя сказать о кредите;
- по факту фактор осуществляет инкассацию задолженности кредита;
- для продавца товара или поставщика услуг данный договор может служить гарантией поступление оплаты.
Недостатки
Безусловно, есть и минусы. В их числе стоит упомянуть:
- наличие дополнительных расходов, которые колеблются в пределах 5-10% от суммы реализации;
- при высокой ритмичности отгрузок и оплат факторинг является совершенно бессмысленным;
- тарификация данной процедуры в России не утверждена.
Разновидности факторинга
Факторинг может быть:
- открытым или закрытым;
- с регрессом или без него;
- внутренним или международным.
Если говорить о первой классификации, то стоит заметить существенное различие. Оно заключается в том, что при открытом типе покупатель знает, что у поставщика есть соглашение с компанией-фактором. В случае заключения закрытого договора плательщик об этом не уведомляется.
Факторинг с регрессом заключается в том, что при нарушении условий контракта должником фактор имеет полное право осуществить возврат неоплаченных счетов, а также требовать компенсировать задолженность. Если же заключается факторинг без права регресса, то риски неоплаты, а также потенциальных издержек клиента ложатся на плечи фактора.
Внутренний факторинг — это договор, заключённый между компаниями, зарегистрированными в одной стране. При международном типе стороны договора являются резидентами разных государств.
Схема факторинга
Процедура факторинга проходит в три этапа:
- проведение оценки потенциального клиента;
- заключение сделки;
- контроль договора.
Первый этап
В процессе оценки клиента следует проанализировать его работу. Важно уделить внимание финансовому положению дебиторов. Это связано, в первую очередь, с тем, что главной угрозой для фактора является возможность невыполнения покупателем оговоренных обязанностей.
Поэтому следует получить сведения о контрагентах клиента, условиях поставок и оплат. Также нужно уточнить, были ли выявлены когда-либо ранее факты нарушений обязательств со стороны клиента. Служба безопасности обязательно анализирует кредитный рейтинг.
Второй этап
Заключение соглашения с клиентом возможно только после того, как фактор примет соответствующее решение согласно того, что он будет обслуживать часть или полностью задолженность конкретного клиента. В договоре в обязательном порядке указываются условия и порядок финансирования, механизм, согласно которому будет осуществляться передача прав.
Следует включить и пункты, отражающие стоимость предоставляемых услуг и порядок проведения расчёта.
Третий этап
Контроль за исполнением обязательств по факторинговому договору наступает только в случае положительного исхода по результатам проверки клиента, а также когда соглашение по всем пунктам уже достигнуто. Также проводится систематическая работа по следующим направлениям:
- Анализ действий субъектов и соответствие их требованиям, установленным в договоре. Если есть какие-либо отклонения, составляются претензии.
- Мониторинг активов, которые задействованы при реализации соглашения. Они должны соответствовать требованиям фактора.
- Систематическая переоценка клиента и его дебиторов. Особое внимание этому пункту следует уделить в том случае, если компания относится к одному из проблемных секторов экономики.
Как выбрать факторинговую компанию
Если вы являетесь новичком в этом деле и впервые решили прибегнуть к услугам такой организации, то следует уточнить несколько важных моментов, которые помогут сделать правильный выбор. Прежде всего, определитесь, для какой цели вам необходимы услуги факторинга. Если ею является решение проблем с определённым контрагентом, то достаточно будет отдать предпочтение той компании, которая предоставляет узкий перечень услуг.
При совершенно противоположной ситуации следует осуществлять поиск фактора, который сможет предоставлять услуги по обслуживанию вашей дебиторской задолженности, а также согласится работать с нестандартными поставками. Конечно, в таком случае размеры ваших расходов возрастут, но вы сможете пользоваться и распоряжаться оборотными средствами.
Что ещё нужно сделать?
Второй момент — рассматривайте несколько альтернативных вариантов. Не стоит зацикливаться на банках. Особенно это касается тех компаний, у которых небольшой оборот. Как правило, российские банкиры намного охотнее идут на сотрудничество с крупным бизнесом. Лучше отдавайте предпочтение мелким факторинговым компаниям. Они будут работать оперативнее и предоставят вам качественные услуги.
Третий аспект — проанализируйте отзывы о конкретных субъектах в интернете. Безусловно, не стоит сразу отвергать компании, о которых вы нашли один негативный отклик. Помните, что такие сообщения довольно субъективные, но наличие нескольких десятков отрицательных отзывов должно насторожить и заставить задуматься.
Также нужно оценить стоимость услуг. В этом аспекте стоит обратить внимание на два аспекта:
- размер вознаграждения фактора;
- наличие комиссии, которая начисляется в случае просрочки платежа.
Обязательно следует уточнить, есть ли возможность использовать электронную цифровую подпись. Благодаря этому можно существенно ускорить процесс поступления денежных средств на ваш счёт.
Отличие от кредита
Рисунок № 7 — Кредит или факторинг
Безусловно, услуги банковского кредитования и факторинга имеют много общих черт. Но всё же тем, кто ещё сомневается, каким инструментом лучше воспользоваться, следует понимать, в чём именно заключаются основные различия между ними. Именно отличительные характеристики и отражены в таблице, приведённой ниже.
По сравнению с кредитом, факторинг имеет следующие отличия:
- Возможность получения так называемого займа на небольшой период (от нескольких дней до одного года).
- Нет необходимости в предоставлении залогового имущества.
- Сумма устанавливается в зависимости от объёма продаж поставщика.
- Из кредитной массы вычитается комиссия.
- Для получения нужен минимальный набор документов, который обычно включает договор, счёт и накладную.
- Возврат долга осуществляется третьей стороной.
При формировании денежного потока могут использоваться и другие инструменты, помимо факторинга. Однако именно он на сегодняшний день является наиболее удобным и выгодным. Важно сделать правильный выбор фактора, который предоставляет наиболее выгодные условия. Поэтому всегда внимательно читайте договор на оказание услуг и предварительно знакомьтесь с отзывами о работе фактора.
Видео. Что такое факторинг