Центральное бюро кредитных историй
Содержание материала
Услугами центрального бюро кредитных историй пользуются как кредитодатели, так и потенциальные заемщики. В архивах компании хранится информация обо всех гражданах, когда-либо пользовавшихся заемными средствами. Свое согласие на передачу таких данных люди дают в момент подписания договора.
Бюро хранит сведения о банковских заемщиках, клиентах страховых организаций, кредитных союзов и прочих финансовых учреждений. При этом с запросом на предоставление отчета по истории разрешается обращаться как уполномоченным представителям финансовой организации, так и самим клиентам.
Функции и задачи бюро
Организация специализируется на получении информации, составляющей кредитную историю, с ее дальнейшей обработкой, хранением и защитой. Помимо этого компания предоставляет комплекс услуг по анализу упомянутых данных.
Главные направления работы бюро, помимо перечисленных ранее, заключаются в следующем:
- консультации граждан по работе с историей;
- составление специальных отчетов по кредитной истории;
- подготовка отчетной информации, оформленной в виде специального рейтинга клиента и т.д.
Услугами бюро могут пользоваться как финансовые организации и учреждения, выдающие денежные средства в долг, так и заемщики.
Кредиторы пользуются услугами рассматриваемой компании для оценки надежности и ответственности своих клиентов. В ходе обработки заявки на получение займа банк или прочая финансовая организация в обязательном порядке подает заявку в компанию, и лишь после изучения полученных сведений принимает решение о возможности выдачи займа заявителю.
Заемщики обращаются в рассматриваемую организацию для решения следующих задач:
- уточнение возможных причин отказа в выдаче кредитных средств;
- получение полной информации об имеющихся задолженностях;
- личная защита от злоумышленников. Нередко люди даже не подозревают о наличии у них кредитов, оформленных без их на то согласия. Своевременное обращение в бюро позволяет уточнить эту информацию и уберечь себя от лишних проблем.
Порядок работы с бюро
При желании любой желающий может подать заявку на получение личной истории. Для этого нужно последовательно выполнить определенные действия.
Прежде всего, заявитель должен узнать местонахождение истории. Для получения этих сведений надо обратиться с оформленным запросом в Центральный каталог, и лишь после этого подавать заявку в представительство бюро.
Ежегодно каждый желающий может запросить отчет по личной кредитной истории на абсолютно бесплатных условиях. Количество платных обращений не ограничивается. Стоимость рассматриваемых услуг может меняться в зависимости от ряда обстоятельств. Этот момент рекомендуется предварительно уточнять в отдельном порядке.
Существует два основных метода получения отчета из архивов Центрального каталога: при помощи кода субъекта истории и без такового.
При наличии кода достаточно заполнить специальную заявку на интернет-сайте Банка России. Готовый отчет будет отправлен на указанный электронный адрес.
При отсутствии требуемого кода отчет можно получить в представительстве бюро, через общую базу финансовых организации либо же по почте.
Запрос на предоставление отчета разрешается подавать субъектам истории либо же их уполномоченным представителям, а также прочим заинтересованным лицам (к примеру, банкам).
Бюро потребует обязательного подтверждения правомерности предоставления отчета. Для этого выполняется идентификация личности, запрашивающей данные о местонахождении отчета. Перечень требуемых документов меняется в соответствии со статусом заявителя.
Физическим лицам (предприниматели также попадают в эту категорию) необходимо предъявить паспорт либо другой документ, удостоверяющий их личность. Перечень подходящих документов уточняйте в отдельном порядке. Представитель должен дополнительно иметь в наличии доверенность, заверенную у нотариуса.
Юридическому лицу надо будет представить документ о госрегистрации либо же документ, подтверждающий включение записи в Единственый госреестр, если регистрация была выполнена до 01.07.2002 г.
Уполномоченному представителю юридического лица дополнительно необходимо иметь при себе доверенность либо прочие документы, способные подтвердить факт наличия прав на получение рассматриваемых сведений, к примеру, протокол собрания основателей юридического лица.
Предприниматели, помимо устанавливающего личность заявителя, предъявляют справки о госрегистрации ИП, или же документ о включении в Единый госреестр (в зависимости от даты регистрации индивидуального предпринимателя). Требования к официальным представителям подобны двум рассмотренным выше ситуациям.
После успешного получения сведений о месте хранения истории, заявителю необходимо направить в соответствующую организацию телеграмму или же почтовое отправление с прошением о предоставлении отчета.
Перед отправкой заявления почтой нужно заполнить форму запроса на предоставление отчета (актуальные формы доступны на сайтах кредитных бюро). Подпись в таком запросе обязательно должна быть заверена у нотариуса.
В случае если последний запрос на предоставление истории отправлялся менее 12 месяцев назад, к упомянутому выше бланку дополнительно прикладывается копия квитанции о внесении оплаты за услуги. Стоимость повторного оформления отчета узнавайте отдельно в представительстве бюро.
Для отправки запроса посредством телеграфа составляется телеграмма с основными сведениями о субъекте:
- персональные данные;
- сведения о месте и дате рождения;
- информация о месте регистрации и проживания (при наличии таких сведений);
- контактный телефон;
- значимые паспортные данные.
Подпись отправителя заверяется сотрудником телеграфа. Дополнительно должен быть подтвержден факт произведения оплаты. Копия соответствующей квитанции отправляется факсом.
Отчет обычно формируется за 10-14 дней. По готовности вся информация будет отправлена почтой.
Что содержится в отчете?
Наименование раздела | Описание |
---|---|
Титульная часть | Текущая идентификационная информация о заемщике, а также изменения в личных данных по заемщику (если такие имели место) |
Основная часть | Позволяет Вам оценивать кредитоспособность и долговую нагрузку заемщиков на основании различной информации по кредитам, залогам, поручительствам, просроченным обязательствам, платежам заемщиков, информации из судов (в том числе признанные судом задолженности по коммунальным услугам, алиментным обязательствам и т.д.) и государственных органов и другой информации |
Информация по запросам | Позволяет Вам определить, насколько часто заемщик обращается за кредитами |
Информационная часть | Позволяет Вам оценивать, где еще заемщик пытается получить займы (кредиты), информацию о статусах этих кредитных, заявок а также получить информацию о причинах отказа в выдаче займов (кредитов) данному клиенту в других кредитных организациях, даже если они не дали Вам разрешение на получение полного кредитного отчета |
Стандартный отчет состоит из трех основных разделов. Первый раздел – титульный. Здесь приведены следующие идентификационные данные заемщика:
- ФИО;
- значимые данные паспорта либо другого документа, позволяющего удостоверить личность;
- дата рождения;
- код плательщика налогов (если он был указан заемщиком);
- номер индивидуального страхования.
Второй раздел отчета включает в себя основные сведения с указанием следующих данных:
- место регистрации и истинного проживания субъекта;
- размер долговых обязательств заявителя на момент составления договора кредитования;
- сроки погашения обязательств субъекта истории по кредитному договору, в том числе по отношению к срокам полного погашения долга, уплаты процентов по условиям контракта, внесению разного рода изменений и дополнений в контракт и т.д.;
- порядок погашения долга при нарушении заемщиком установленных обязательств.
Именно этому разделу уделяют наибольшее внимание уполномоченные сотрудники финансовых организаций на этапе проверки потенциального клиента, если он дал на то свое согласие.
Третья часть отчета обычно является закрытой. В ее рамках приводятся сведения об источниках составления кредитного рейтинга. В зависимости от особенностей конкретной ситуации, могут указываться следующие данные:
- название юрлица в сокращенной и полной формах;
- единый госномер юрлица;
- код плательщика налогов;
- номер главного классификатора организаций и прочая подобная информация.
Сведения из отчета не могут быть использованы в качестве компромата. В отчете не указывается информация о личном имуществе заемщика, его покупках, медицинском обслуживании и т.д.
Никто не вправе получать информацию о кредитном рейтинге гражданина без его на то согласия.
Ошибки в отчете
Если после получения отчета заемщиком были обнаружены неправильные по его мнению данные, сотрудники бюро могут в отдельном порядке перепроверить необходимую информацию.
Чтобы получить разъяснения обстоятельств возникновения некорректных данных, заинтересованный гражданин должен записаться на прием в местное представительство бюро, или же составить запрос на получение разъяснительной справки по отчету. К запросу должна быть приложена квитанция, подтверждающая факт оплаты услуги. Заявка с копией квитанции отправляются почтой.
Средний срок проведения расследования составляет 3-4 недели. По готовности сотрудники бюро составят справку-отчет с пояснениями и отправят ее по адресу заказчика. Если заемщик будет не согласен с содержанием полученной справки, он сможет затребовать обратную компенсацию за оказанную услугу.
Для оспаривания информации из отчета заинтересованное лицо должно составить соответствующую заявку с указанием списка претензий, оплатить услуги по внесению корректировок в состав истории, после чего отправить заявку с копией квитанции о внесении оплаты по адресу бюро. Если требования заявителя будут расценены как правомерные и объективные, уполномоченные сотрудники внесут изменения в содержание истории.
Таким образом, услуги бюро будут полезны обеим сторонам кредитного договора: и заемщику, и кредитору. Вся важная информация хранится в базах данных бюро под надежной защитой. При этом для получения доступа к ней заявитель должен пройти соответствующую процедуру идентификации, что практически исключает риск утечки важных сведений.