Формы проявления корпоративных финансов
Содержание материала
Сегодня поговорим о такой неотъемлемой части финансовой системы, как корпоративные финансы, которые, по сути, представляют собой денежные отношения хозяйствующих субъектов в ходе осуществления ими предпринимательской деятельности. При этом финансы данных субъектов функционируют не только в пределах какой-либо отдельной компании, а крепко «завязаны» с финансовой системой государства в целом.
Говоря простым языком, производя определённую продукцию в ходе своей деятельности, корпорации платят государству за право заниматься ею на его территории, иногда, используя национальные ресурсы. Эта плата в виде налогов и сборов аккумулируется в бюджетах различных уровней, после чего распределяется между всеми участниками бюджетного процесса. Однако не стоит забывать, что первичным звеном корпоративных финансов являются именно компании, и от их деятельности зависит, насколько наполнена будет государственная финансовая система.
Сущность корпоративных финансов
Итак, корпоративные финансы – это внутрикорпоративные финансовые ресурсы в совокупности с внешними денежными отношениями с различного рода хозяйствующими субъектами.
В сфере финансового менеджмента корпораций основную роль играет их информационное обеспечение. Речь идёт не столько о своевременной и достоверной подготовке финансовой отчётности, хотя это является первоочередной задачей бухгалтерской службы, сколько о качестве управленческой отчётности, которая предназначена исключительно для менеджмента компаний с целью принятия ими рациональных управленческих решений.
Итоговая управленческая деятельность корпораций, в первую очередь, характеризуется их публичной отчетностью, которую используют акционеры, кредиторы, поставщики и иные заинтересованные лица. Что они могут увидеть? Специалисты видят многое даже из баланса и отчета о финансовых результатах.
- Если прибыль предприятия «А» до налогообложения незначительна, то нужно обратить внимание на его внутрифирменные расходы: чаще всего, они бывают неоправданно завышены (обычно, на это обращают внимание проверяющие, однако партнёры должны быть также заинтересованы в адекватности этих показателей).
- Если величина спонсорской помощи, оказанной предприятию «А» (которая напрямую уменьшает его прибыль и налогооблагаемую базу), не внушает доверия, то следует обратить внимание на способы её предоставления (безналичным путём либо наличными деньгами). При наличной форме оплаты целесообразно изучить внимательнее деятельность контрагента.
- Если у предприятия «А» есть существенная дебиторская задолженность (более 180 дней), то стоит обратить внимание на его контрагентов и их экономическую взаимосвязь с инсайдерами анализируемого предприятия. Бывает, что существует преднамеренная договоренность с компанией-поставщиком о непоставке товара.
- Если капитал предприятия «А» отрицательный, то надо оценить, почему в прошлые периоды предприятие терпело убытки. Может быть, это – преднамеренная маркетинговая политика (снижение цен до определённого предела), либо результат завышенных расходов на управленческие нужды.
Корпоративные финансы: основные показатели
В ходе анализа финансового состояния корпорации следует уделять особое внимание таким коэффициентам, как:
Концентрация собственного капитала
Концентрация собственного капитала (К ск), которому следует следующая формула вычисления:
К ск = Кс/ Вб, где:
- Вб – показатель валюты баланса:
- Кс – показатель собственного капитала.
Маневренность капитала собственного
Маневренность капитала собственного (М кс), которому следует следующая формула вычисления:
М кс = Сос / Ск, где
- Ск – показатель капитала собственного;
- Сос – показатель оборотных средств собственных;
Коэффициент концентрации капитала заемного
Коэффициент концентрации капитала заемного (Ккз), которому следует следующая формула вычисления:
Ккз = Кз / Вб, где
- Вб – показатель валюты баланса;
- Кз – показатель капитала заемного.
Коэффициент вложений долгосрочных
Коэффициент вложений долгосрочных (Квд), которому следует следующая формула вычисления:
Квд = Пд / Аво , где
- Пд – показатель пассивов долгосрочных;
- Аво – показатель внеоборотных активов.
Коэффициент финансового рычага
Коэффициент финансового рычага (Кфр), которому следует следующая формула вычисления:
Кфр=Кз/Кс,
- Кз – показатель капитала заемного;
- Кс – показатель капитала собственного.
Источники пополнения корпоративного бюджета
Не менее важное условие при анализе формирования корпоративного бюджета – изыскание его источников пополнения. К примеру, в условиях дорогих заёмных средств, как правило, приходится довольствоваться собственными резервами и накоплениями, при этом корпорации обычно мобилизуют внутренние ресурсы и реализуют непрофильные активы. К сожалению, не так часто корпорации в целях формирования своих ресурсов используют прибыль от производства (за исключением сырьевых компаний, которые вынуждены формировать своими отчислениями большую часть бюджета страны).
Тем не менее, прибыль корпораций сейчас является основным источником финансирования производства. Сегодня для российских системообразующих компаний внешний рынок, к сожалению, не является финансовым помощником, поскольку он попросту закрыт. Именно поэтому диверсификация поставок товаров является основополагающим фактором развития внешнеторговых отношений.
Хочется думать, что главной формой финансовой поддержки финансирования отечественных корпораций станет софинансирование коммерческих структур и государства. В частности, эта схема очень важна и при финансировании обновления жилищно-коммунальной сферы. Есть отличные схемы управления многоквартирными домами, однако они должны быть укреплены законами РФ и контролироваться со стороны собственников.
При наличии достаточных средств на собственное потребление, основными источниками финансирования корпораций должен быть коммерческий кредит банков, и хорошо бы, если он был бы долгосрочным. Он очень эффективен при наличии у поставщика постоянной эффективной выручки. К примеру, наличие кредита у торговой организации позволяет ей существенно увеличить оборот и выручку от реализации товаров (это отлично видно по отчётным данным ведущих торговых сетей).
Управленческую информацию, которую очень важно знать при внутреннем корпоративном менеджменте, можно разделить на два вида:
- директивы вышестоящих органов (нормативные акты, инструкции, а также указы Правительства и вышестоящих органов);
- внутренние бизнес-планы подразделений компаний, прейскуранты, нормативы, итоговые ведомости инвентаризаций, докладные, объяснительные записки, а также материалы проверок внешних контролирующих органов.
Управленческая информация очень важна для публичного размещения в СМИ, ведь официальная отчетность компании, которая претендует на получение заёмных средств, просто обязана быть, по крайней мере, не отрицательной.
В заключение стоит отметить, что корпорации, сколь бы сильны они ни были, в условиях российской действительности нуждаются и будут нуждаться в финансовых средствах, преимущественно в долгосрочных. Именно по этой причине, показатели финансовой отчетности по российским и международным стандартам очень важны для получения займов в виде выпуска облигационных займов и выдачи кратко- средне- и долгосрочных кредитов. Корпорации – самое сильное звено в финансовой системе любого государства, поэтому на их финансы следует обращать очень серьезное внимание.